Многим посетителям Японии нравится покупать гравюры укиё-э (японская жанровая живопись), чтобы потом повесить их дома на стене.
Мастер Лакра (Lakra), художник тату из Мексики, купил себе такие же и внес в них свои изменения.
«Мужчина и женщина» / «Женщина, закусившая полотенце».
Богохульнически обрабатывая оригиналы, стоимостью в 50000 йен, включающих в себя гравюру периода
Эдо (1603-1868) художника Утагавы Куниёси (
Utagawa Kuniyoshi), Лакра на уже имеющемся рисунке гравюры нарисовал тушью тату из рук, сложенных в молитве, листьев марихуаны, черепов и красоток, - выполненные в гангстерском стиле Лос-Анджелеса.
Осмелился ли бы когда-либо кто-нибудь из современных японских художников на такое использование? Если они брали пример с Энди Уорхола (Andy Warhol), Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg; который подчистил рисунок сотоварища художника Вильяма де Кунига (William de Koonig)) или братьев Чапман (Chapman; которые сделали дополнения в собрании работ живописца Гойи (Goya)), нужно думать, безусловно. Но что бы Вы услышали о таком кощунстве в стране, так сильно заботящейся о своем наследии.
Работы Лакры, где тела персонажей покрыты татуировками, входят в «Goth: Reality of The Departed World», выставку в Музее Современного Искусства Иокогамы, представляющую 250 работ шести художников. В лучшем случае, «Goth» оставлял посетителя в растерянности – то ли этот показ является ребячеством, то ли он ультрасовременен. Помимо какофонии видео-установок, детализирующих внутривенный ток крови, и иллюстраций, изображающих собой депрессивные снимки угрюмых клубных детишек, публика может ознакомиться с забавными коллажами Лакры и выдающимися работами австралийского скульптора Рики Сваллоу (
Ricky Swallow).
Музей заслуживает аплодисментов за то, что старается делать что-то оригинальное, необычное среди господствующих тенденций (представляет мультимедийные картины, такие как неоднозначно шумно принятая 360 градусная проекция волнистых рук Табаимо (
Tabaimo), обновление «Guignorama» из в Музея Хара в 2006 г.), но, к сожалению, выставка обнаруживает запутывающую посетителя нехватку единства среди представленных художников. И вместо ответа на вопрос: «Что такое готика?», выставка вынудит зрителя задать вопрос: «С какого боку готика имеет отношение к этому художнику?».
Техническая смелость Сваллоу захватывает дух. Его скульптуры являются дотошно детализированными, жизненными копиями обычных объектов или человеческих костей, с шелковистой гладкой поверхностью, достойной работ японских резчиков. Каждый день такие вещи как стерео или спальный мешок увековечиваются индивидуально в бронзе и дереве, напоминая археологические открытия.
«Hiroshima Tomonohira-Take-Emon»
Мастер Лакра (буквально «Мастер Подонок») использует винтажные журналы, открытки и предметы в его арт-работах и с любовью украшает их соответственно своему видению татуировщика. Резкие и мрачные мотивы классических татуировок – черепа, змеи и орлы – изображаются чистыми, изящными штрихами. Его дополнения не только полностью меняют первоначальный смысл рисунка, они также преподносят их, бросая сатирический взгляд на время их создания.
«Я копирую работы из старых журналов и книг, повторяя их с небольшими изменениями» – сказал недавно Лакра в Токио, где многие прохожие бросали косые мимолетные взгляды на множественные татуировки на его руках. – «Художники по татуировкам зависят от этого, подражая и меняя контекст, так они приходят к чему-то абсолютно другому».
Лакра, тату-художник и мастер укиё-э. Фото Манами Оказаки
«Взять, к примеру «Muscidae and Tea» 2007 г.: взята старинная открытка с парочкой на невинном свидании и трансформирована в рисунок печальной встречи женщины со смертью, которая окутывает место действия черным дымом из своей сигареты.
«Когда я путешествую, я всегда посещаю блошиные рынки и магазины антиквариата. Иногда я использую плакаты из Индии, журналы из Японии, часто женские, такие как вязальные, или эротические журналы», - объясняет он. – «Но большая часть вещей, которые я использую, - из Мексики».
Хотя в мире Лакры преобладают привидения, зловещие неизвестные и смерть и часто он кажется отвратительным, тем не менее, его работы наполнены юмором и детским озорством. На выставке можно найти его объёмные поделки, которые он сделал из безделиц, таких как выброшенные медкомплекты и мелкие кусочки пластика. Одним из его творений, созданных в Японии, является «Kappabashi» - выражение лукавого «уважения к Джузеппе Арчимбольдо», итальянскому художнику XVI в., на полотнах которого изображены лица, сделанные из еды, растений или животных. Творение Лакры состоит из пластиковых моделей еды, которую выставляют на витрины некоторые японские рестораны.
Восемь рисунков, которые он сделал для показа, задели директоров музеев чуть более сильно. Эротические гравюры shunga, которые он дополнил своими каракулями – согласно Лакре, они не были «чем-то действительно важными для них» – были вырезаны из действа цензурой, что стало, по словам Лакры, одной из самых «неожиданных» реакций в его опыте.
«Я думаю, что некоторые люди находят это более близким к порнографии, чем к чистому искусству, тем более что я часто работаю с эротикой» – размышляет он. – «Зато вы тут же видите склад ума людей по таким выводам. Если ты показываешь кому-либо порнографию или татуировки, по их реакции ты быстро узнаешь, что они чувствуют по отношению к этим темам».
Лакра выставляется в таких элитных местах, как галереи «London’s Tate Modern» и «Saatchi Gallery», и свой следующий показ планирует представить в музее «Martian Museum of Terrestrial Art» в галерее «Barbican» в марте.
В ответ на вечно досаждающие вопросы о пошлости или китче в высоком искусстве и о тату Лакра говорит: «В Англии традиция тату имеет более длинную историю, как и в США – здесь существует большое количество арт-показов, представляющих только художников тату. Но, я думаю, здесь [в Японии] всё немного по-другому, здесь искусство татуировки не так близко музеям».
«Мухи и чай»
Несмотря ни на что, его двухмесячное пребывание в Японии стало небольшим откровением.
«Я интересовался иконографией до этого; рисунки, и комиксы, и укиё-э – когда я прибыл сюда, я нашел гораздо больше. До этого я знал очень маленькую часть», говорит он. – «Самым важным для меня было иметь доступ ко всем этим книжным магазинам и гравюрам. Я уверен, мои работы отличаются хоть немного – до Японии и после».
«Goth: Reality of The Departed World» в музее Yokohama Museum of Art до 26 марта; время работы с 10.00-18.00; вход 500 йен.
Автор: Manami Okazaki для The Japan Times, 3.01.2008